Музыкальный руководитель:
Аксюта Н.В.
Слушание музыки.
Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют "языком чувств", она дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.
При восприятии музыки у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность.
В процессе рассказа о музыке и ее анализа у ребенка развивается речь, которая становится значительно более содержательной, образной и выразительной. Воплощая свои впечатления от музыки в художественной деятельности, он становится более свободным и творческим. Слушание музыки - универсальный вид деятельности. Организация слушания должна предусматривать:
- специальный подбор музыкального репертуара,
- использование адекватных возрасту методов работы с ним,
- включение других видов музыкальной деятельности (музыкальное движение, игра на музыкальных инструментах, пение).
Очень важно знакомить детей с разными по стилю музыкальными произведениями - это позволяет значительно расширить круг их музыкальных впечатлений, способствует формированию основ музыкальной культуры, приобщает к ее ценностям.
Хочу обратить внимание на программу музыкального развития "Музыкальные шедевры" О. П. Радыновой, которая включает 6 тем.
Каждая тема программы - "настроения чувства в музыке", "Песня, танец, марш", "Музыка о животных и птицах", "Природа и музыка", "Сказка в музыке", "Музыкальные инструменты и игрушки" - ориентирована на два возраста (3-5 и 6-7 лет). Доступность репертуара детям определяется готовностью ребенка определенного возраста сопереживать выраженным в музыке чувствам, продолжительностью звучания произведения. Программа обеспечена аудиопособиями "Слушаем музыку, танцуем и играем" (7 кассет с методическими рекомендациями), с записью 250 музыкальных шедевров, подобранных в контрастных сопоставлениях пьес с близкими названиями по всем шести темам программы. Эти произведения используются на различных музыкальных инструментах и оркестром. Музыкальный репертуар включает в себя произведения разных эпох и стилей: И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М.И. Глинки и П. И. Чайковского, Н. А. Римского - Корсакова и С.С. Прокофьева и другие. В наше время по слушанию предоставляется большой выбор и других музыкальных программ, которые пользуются спросом, например, "Мьюзик Бэби". Это уникальное издание адресовано самым маленьким слушателям. Для них тщательно подобрана и специально аранжирована целая коллекция всемирно известных мелодий. Также предлагаются различные аудиоэнциклопедии: "Симфонический оркестр", "Удивительные насекомые", "Лесные птицы", "Дикие животные" и др.
Еще хочется порекомендовать детские образовательные программы издательства "Весть - ТДА", где предоставлены фонограммы ( + и - ) новых песен в исполнении детских эстрадных коллективов, дебютные альбомы молодых композиторов России, сказки, русский фольклорный материал, пособия по детским танцам, ритмике.
Репертуар всех предложенных программ может быть использован в повседневной жизни. В семье ребенок может самостоятельно слушать музыку, что будет способствовать его музыкальному, интеллектуальному и в целом - общему духовному развитию.