Логопед МБДОУ №274
Химина Юлия Викторовна
Автоматизация звуков с помощью игровых приемов
Коррекционная работа по исправлению дефектного произношения звуков проходит в несколько этапов. Начальный этап включает работу по развитию речевого слуха, речевого дыхания, развитию мышц артикуляционного аппарата и постановку нормативного произношения
Очень сложным направлением на втором этапе является автоматизация вызванного звука Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Здесь перед Вами стоит задача - постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
Автоматизация звука в словах - это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Часто процесс автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него снижается интерес к занятиям. Отсутствие заинтересованности, в свою очередь, ведет к снижению результативности коррекционной работы.
Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Предлагаемые задания направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.
"Кнопочки"
Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизированным звуком, нажимая пальчиком на "кнопочку" (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т. д.). Сколько кнопочек - столько повторов.
"Метроном"
Ребенок проговаривает слоговые ряды, слова, словосочетания под заданный ритм метронома.
"Песочные часы"
Ребенок проговаривает речевой материал, пока не "стечет" песок в часах (1 мин, 3 мин)
"Колокольчики"
Ребенок проговаривает речевой материал с отрабатываемым звуком. Взрослый оценивает правильное произношение звоном колокольчика.
"Шарик"
Во время произношения слов дети перекатывают шарик от пинг-понга, мячик.
"Волшебная веревочка"
Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.
"Лабиринт"
По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения, чистоговорки.
"Заборчик"
Дети рисуют горизонтальные палочки с одновременным произнесением слогов, слов.
"Дорожка"
Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух заданных слов
"Узоры"
Ребенок рисует (выкладывает) поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.
"Су - джок"
Ребенок проговаривает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.
"Пирамидка"
Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.
"Кубик с цифрами"
Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет сколько раз, повторить слог, слово, предложение.
"Часики"
Ребенок проговаривает слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часах.
"Бусы"
Ребенок перебирает крупные бусины, пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
"Счеты"
Ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением колесика.
"Считалочка"
С "салящими движениями, как будто выбирая водящего в игре, ребенок проговаривает слоговые ряды, предложения, чистоговорки, стихи.
"Улиточка"
Ребенок проговаривает (пропевает) изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальцем по спирали - дому улиточки.
"Тихо-громко"
Ребенок "проходит" дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой - тихо.
"Песенка"
Ребенок поет знакомую песенку, используя вместо слов слоги с отрабатываемым звуком.