Советы логопеда

  

Красноярск 2010                                                                                                                                                                                                                                                            Дизайн сайта - Дмитрий Алексахин                                                                                                                                                                                                                                              

Учитель-логопед
Шилина Т.Д.

  Артикуляционная гимнастика.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобретается благодаря  совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной  работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения артикуляционного аппарата помогает гимнастика. Если ребенок выговаривает все звуки, то эти упражнения можно использовать для улучшения дикции. Если ребенок не выговаривает звуки, то данный комплекс используем как игровую форму артикуляционной гимнастики. Он включает в себя упражнения для всех групп традиционно нарушенных звуков.
     
Сказка "У бабушки с дедушкой"

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбочке, видны верхние и нижние зубы),
Поцеловать они всех потянулись (губы тянуться вперед).
Утром проснулись - в улыбочку губы (снова широкая улыбка).
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение предыдущих движений за нижними зубами).
Губы сожмём мы, и рот прополощем, (поочерёдное надувание щёк - губы не пропускают воздух) И самоваром пыхтим,  что есть мочи (одновременное надувание щёк - с последующим выпусканием воздуха через губы).
Блюдца поставим - положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).
Дуем на блинчик - не в щёки, не мимо (подуть на широкий язык).
Блинчик жуём, завернём и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой).
На нос подули - мы чай остудили (подуть с чашечки вверх).
Чаю попили - никто не обижен ("чашечка" двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - мы губки оближем,  (кончик языка облизывает губы по кругу).
Бабушка шила, а Барсик с катушкой
Бегал, как будто с живою зверюшкой  (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем вперёд-назад).
Бабушке нашей всегда помогаем:
Нитки в иголки мы ей продеваем,  (узкий язык вытянут вперёд).
Бабушка швы на машинке строчила (узкий язык двигается вперёд-назад)
И на зигзаг её переключила, (узкий язык двигается влево - вправо).
Петли иголкой она обметала, (кончик языка описывает круг за губами),
Пуговки круглые попришивала  (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
Дедушка сделал для внуков качели (широкий язык  ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
Все мы на них покачаться успели.
После качелей мы в прятки играли (широкий язык убирается под верхнюю губу),
Прятались на чердаке и в подвале (широкий язык под - нижнюю губу).
Дедушка скачет на лошади ловко (щёлкаем языком),
Звонкие вязнут на глине подковки (цоканье на верхней губе).
Вот замедляет лошадка шажочки (медленное цоканье с натягиванием  подъязычной связки),
Вот на опушке мы видим грибочки (присасываем язык к небу и открываем рот.)
Вот из сарая индюшка пришла,
Важно сказала: "Бл-Бл-Бл-Ла" (широкий язык ходит вперед- назад  по верхней губе; упражнение делаем с голосом)
                                                       

Hosted by uCoz