Красноярск 2010                                                                                                                                                                                                                                                            Дизайн сайта - Дмитрий Алексахин                                                                                                                                                                                                                                              

Страничка логопеда

Развитие интонационной выразительности речи


      У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания как специалистов, так и родителей. Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи у детей с патологией отмечается недостаток интонационных средств оформления речи. Чаще всего просодические нарушения встречаются у дошкольников со стертой дизартрией, проявляются в структуре дефекта у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и общим недоразвитием речи I и II уровней.
   При логопедическом обследовании ребенка обычно выявляются следующие нарушения интонационной выразительности речи: 
   - недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, "иссякающий", характерен узкий высотный диапазон голоса);
   -нарушения тембра (глухой, хриплый или резкий, напряженный, дрожащий);
   -нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);
   -трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
   -нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма (скандированный, растянутый) речи;
  
Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией и обусловлены различными факторами: незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхания, нарушением проходимости носовой полости вследствие полипов, хронических ринитов и т. п. У дошкольников отмечается ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта.
   В условиях логопедической группы детского сада преодоление нарушений речевого дыхания, артикуляции и голоса происходит обычно в рамках работы в разделе формирования общих речевых навыков у детей. Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным коррекционной деятельностью логопеда. Однако распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание.
   По данным современной лингвистики, интонационную систему образуют взаимосвязанные компоненты: мелодика, интенсивность, тембр, темп и паузация. В процессе речевой коммуникации интонация является важным средством формирования высказывания, уточняет его семантику, осуществляет передачу эмоциональных и экспрессивных значений. Поэтому в логопедической работе желательно сочетать коррекционные мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, силы голоса, расширение его высотного диапазона, на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, с развитием эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства, настроения.
   Для развития интонационной выразительности речи дошкольников необходимо организовать коррекционную работу по следующим направлениям:
   -развитие речевого слуха (восприятия изменений силы, высоты голоса, тембра и темпа речи);
   -развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма;
   -развитие фонационного (речевого) дыхания;
   -координация дыхания, голосообразования и артикуляции;
   -развитие мимики и выразительности движений;
   -развитие способностей понимать и передавать различные эмоции;
   -развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса;
   -развитие восприятия и воспроизведения ударения;
   -совершенствование темпоритмической организации высказываний;
   -формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний.

                       Игры и упражнения 
               для развития у детей общих речевых навыков.
                                            5-7 лет
   1. развитие речевого слуха
   Игра "Белочка и ёжик". Я расскажу тебе сказку. Слушай внимательно. Это сказка - игра. Мы будем выполнять интересные задания.
                         Однажды в лесу веселая Белочка, сидя на ветке дерева, посмотрела на
                    полянку и удивленно воскликнула:
                        -Ах, сколько же грибов после дождя появилось! Надо бы их сосчитать.
Упражнение 1
            Помоги Белочке сосчитать грибы.
   Встать прямо, сделать полный вдох, на выдохе громко и отчетливо, не торопясь, сосчитать грибы:
    -Один гриб, два гриба,…семь грибов.
                          Белочка стала спускаться на землю, но в это время к грибам подкатился
                     колючий клубок. Клубок издавал странные звуки: сначала он тихо фыркал:
                     "фы-фы-фы", а потом - громко: "ФЫР-ФЫР-ФЫР". Вдруг клубок
                     развернулся, и оказалось, что это вовсе не клубок, а колючий Ёжик
Упражнение 2
               Покажи, как фыркал Ёжик.
   Выполнить плавный бесшумный вдох через нос, выдох - через рот, выдыхать воздух небольшими порциями, тихо произнести: "фы-фы-фы". Затем сделать вдох и на выдохе громко произнести: "ФЫР-ФЫР-ФЫР".
   2. развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма
   Упражнение "Осенний дождь". Ребенку предлагается прослушать ритмическую серию ударов в ладони и "прохлопать" предложенный ритм.
   Пальчиковая гимнастика - одновременное ритмичное проговаривание стихотворного текста и движений кистей и пальцев рук
   3. развитие фонационного (речевого) дыхания
   Игра "Кто дольше?" Стать прямо, не напрягаясь. Особое внимание обратить на то, чтобы не было напряжения в плечах и шее, слегка раздвинуть плечи. Для контроля за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую - для контроля за движением ребер - положить сбоку, чуть выше талии.
Сделать небольшой выдох, задержать вдох на 2 секунды. Вдохнуть через нос, ноздрями не двигать (5 секунд). Задержать воздух в легких (2-3 секунды). Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара, - плавно, без толчков, только движением диафрагмы (3-4 секунды, взрослый выполняет счет до трех - четырех). Расслабить брюшной пресс.
   Упражнение "Ветер". Сделать вдох, на выдохе длительно произносить с усилением голоса: "У-у-у-у-у-у", подражая завываниям ветра
   Упражнение "Лесорубы". Встать прямо, ноги - на ширине плеч. Разводя руки в стороны и прогибаясь назад, сделать вдох носом. Затем наклониться вперед, соединив руки вместе, - имитировать движения топора при рубке дров. Выполнить медленный выдох через рот, произнося "У-у-у-у-х!"
   Игра "Сосчитай зайчат". Сделать вдох, а на выдохе ясно, четко, в одном темпе произнести без дополнительного добора воздуха: "Один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат".
   4. координация дыхания, голосообразования и артикуляции
   Игровая ситуация "В лес по ягоды". Сложить руки в виде рупора, сделать незаметный вдох, на выдохе громко, протяжно, с четкой артикуляцией произносить:
    -Ау-у-у, папа! (высоким голосом) - кричит Маша.
    -Ау-у-у, Маша! (с понижением голоса) - откликается папа.
    -Ау-у-у, мама! (высоким голосом) - кричит Маша.
    Ау-у-у, Маша! (голосом средней высоты) - кричит мама.
   Упражнение. Сделать вдох, на выдохе произнести первую строчку потешки, затем осуществить незаметный добор воздуха и произнести вторую строчку.
        К прыжку готовится, присев,
        Огромный африканский лев.
        Р-р-р-р-р!
   5. развитие мимики и выразительности движений
   Пластический этюд на тему "День рождения" (выражение радости, интереса и удивления)
Ребенку предлагается передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста.
                         Наконец-то наступил день рождения! Я просыпаюсь! Ярко светит
                    солнце! Чудесное, радостное утро! Мама и папа улыбаются! Комната
                    украшена разноцветными воздушными шариками. На полу стоит большая
                    красивая коробка. Интересно, что там. Вдруг из коробки выглядывает
                    забавный щенок! Какой замечательный подарок!
   Пластический этюд на тему "Одинокий печальный щенок" (выражение печали)
   Ребенка просят передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста. Взрослый читает отрывок из стихотворения А. Л. Борто "Он был совсем один"
   Изобразить при помощи выразительных движений и мимики настроение и поведение щенка.
                                     Один щенок
                                     Был одинок,
                                     Бродил он неприкаянно.
                                     <…> И так расстроился
                                     Щенок,
                                     Что он завыл отчаянно:
                                    "Я одино-о-ок,
                                     Я одино-о-о-ок,
                                     Не нахожу-уууу
                                     Хозяина!   "
6. развитие способностей понимать и передавать различные эмоции
     Представь, что Маша в лесу встретила волка (медведя, белочку, слона). Какое у нее было выражение лица? Объясни почему. Попробуй придать своему лицу такое выражение.
Дорисуй пиктограммы.
7. развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса
   Сделать вдох, а затем на одном выдохе громко назвать свою улицу.
   Например: Я живу на улице Копылова.
                      Я живу на проспекте Свободном
   Игра "Колыбельная для вьюги"
Сделать вдох, на выдохе пропеть гласный [а], изменяя высоту голоса согласно направлениям стрелки на схеме.
                                    А                       А                          А
      
                       А                         А                          А                       А
Аналогично пропеть звуки [у], [и].
   Представь, что ты запускаешь ракету.
   Упражнение. Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе произнести с постепенным увеличением силы голоса:
      -Один, два, три, четыре, пять - пуск!
   Упражнение "Тихо-громко"
   На картинке пейзаж.
   Взрослый составляет предложение по картинке и произносит его тихо. Ребенок должен громко повторить предложение. Затем ребенок составляет предложение и произносит его тихо, а взрослый - повторяет громко.
8. развитие восприятия и воспроизведения ударения
   Игра "Отхлопай слово". Ребенку предлагаются предметные картинки.
Назови предметы, изображенные на картинках, раздели слова на слоги, правильно выделяя голосом ударный слог, с одновременным движением рук: на безударный слог выполнить хлопок ладонями, на ударный - хлопок по коленям.
9. совершенствование темпоритмической организации высказываний
   Игра "Послушай и повтори так же"
   Представь, что по дорожке бежит козленок. Его копытца стучат вот так:
    -  -  - - - (Громкие удары кулаками по столу с одинаковой силой, но через разные промежутки времени.)
   А теперь на дорожке показался кролик. Он прыгает тихо-тихо, вот так:
   \  \  \  \ \  (Тихие удары кончиками всех пальцев по столу, выполненные через разные промежутки времени)
   А вот по дорожке побежал поросенок. Его копытца застучали так:
   -\-\-\  (По очереди тихие и громкие хлопки в ладоши.)
   Послушай стихотворение о том, как птицы возвращаются в родные края
       Все быстрее мы летим, (В быстром темпе.)
       Долететь домой спешим. (В быстром темпе.)
       Прилетели, сели, (Замедляя темп.)
       Радостно запели. (Спокойно, в среднем темпе.)
    Какие слова нужно говорить быстрее, а какие медленнее. Как ты думаешь, почему?
    Расскажи стихотворение, увеличивая темп речи тогда, когда это нужно по смыслу.
10.формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний.
Игра "Помоги Маше одеться"
Ребенку предлагается ответить на вопросы:
               Какую одежду наденет Маша?
               Что Маша наденет на руки?
               Какой головной убор наденет Маша?
               Зачем Маша наденет шарф на шею?
               Какую одежду ты надеваешь осенью?
Игра "Собираемся на прогулку?"
   Ребенку предлагается прослушать вопросительные предложения с разным местоположением интонационного центра и ответить на вопросы, выделяя логический центр предложения интонационно:
   Например: Ты наденешь куртку?
                      Ты носишь перчатки?
                      Ты наденешь шарфик? И т. п.
   Ребенок повторяет вопросы, а затем задает их взрослому.
   Важно: чтобы правильно передать информацию вопроса, нужно резко повышать высоту голоса в интонационном центре высказывания.
                            
                               Шапка? Твоя шапка? Ты наденешь шапку?
   Задание "Выучи наизусть"
   Выучить с ребенком стихотворение, проговаривать сначала вместе с ребенком, затем попросить его произнести стихотворение самостоятельно.
   Важно: Чтобы добиться выразительного мелодического оформления восклицательного предложения, необходимо усиливать и повышать голос на ударных гласных выделенных слов.
                                                  Скворец туда!
                                                  Скворец сюда!
                                                  Вода! Вода!
                                                  Беда!
                                                  Кругом - вода!
                                                                              С. В. Михалков                  
Игра "Ответь на вопрос".
   Ребенку предлагается ответить на вопрос взрослого полным ответом. Нужно соблюдать правило: когда мы отвечаем на вопрос, нужно говорить спокойно, не торопясь, немного понижая голос к концу предложения.
                             Как называют жителей города?
                             Как называется твой город?
                             Как называют жителя (жительницу) твоего города?
                             В какой стране находится твой город?
                             Почему ты любишь свой город?

Hosted by uCoz