Со второй половины второго года жизни ребенок чаще начинает пользоваться двухсложными предложениями (Мама, би-би"), а в 1 год 10 месяцев употребляет двух-, четырехсложные предложения, но слова в таких предложениях еще грамматически не связаны между собой.
Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы малыш начинает употреблять лишь тогда, когда активный словарь достигает определенного количества слов (40 - 60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300. чаще всего это существительные - названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже глаголы, наречия. Из прилагательных используется в основном слова, обозначающие размер предмета: большой, маленький. Объем словаря зависит от условий воспитания ребенка, от частоты общения его со взрослыми, а качество - от того, какие слова чаще употребляют окружающие, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов.
К двум годам некоторые дети могут согласовывать существительные с глаголами, изменять существительные по падежам. Однако предлоги и союзы в их речи еще отсутствуют. Большинство фраз, произносимых ребенком, построены неправильно, не всегда доступны пониманию слушателя.
На втором году жизни дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [о], [у], [и], но звуки [ы], [э] заменяют звуками [и], [йэ]; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных они заменяют мягкими.
Наряду с неправильным произношением звуков отмечается упрощенное произношение слов, когда они укорачиваются или произносится только один слог, чаще всего ударный или первый.
На этом возрастном этапе у ребенка еще недостаточно окрепший голосовой аппарат, очень слабый речевой выдох, вследствие чего недостаточно громкий голос.
Итак, для двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском некоторых звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова. У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечается слабый, тихий голос, невнятное произнесение простых в звуковом отношении слов.
К концу второго года речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов (бай-бай); использование лишь тех названий, игрушек, с которыми ребенок действует постоянно; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.
Младший дошкольный возраст
(от двух до четырех лет)
Третий год жизни
Потребности ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: "Где зайка?", "Куда ты положил машину?". Интерес к окружающим предметов побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами: "Что это?", "Зачем?", "Куда?", "Когда?" и т. д.
Возрастает понимание ребенком речи. Малыш понимает, когда говорят не только о том, что происходит в его присутствии в данный момент, но и о том, что должно произойти.
Словарный запас к концу года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3 - 4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть в основном тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни он начинает чаще пользоваться глаголами (в его словаре их 25-27%). Но все же в словаре малыша преобладают существительные (60%). Меньше всего (10-12%) в его речи прилагательных.
Малыш начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами. При помощи прилагательных ребенок не только обозначает размеры предметов, но и все чаще называет их цвет, свойства, качества (красный, зеленый, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др), форму (круглый шарик).
Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.
В этом возрасте в речи детей преобладают слова-названия, а собирательные существительные пока отсутствуют.
В качественном отношении словарь детей с возрастом становится все более неравномерным. Это зависит не только от условий воспитания, но и от местности, где проживает ребенок (в городе или селе), и других факторов.
На третьем году жизни малыш способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, обозначать действия (собака бегает), но развернутые фразы, как правило, еще не строит. Хотя он верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Ответы детей состоят в основном из простых предложений. В их речи появляются и сложные предложения. К концу года ребенок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о том, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.
На третьем году жизни ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному.
При пересказе сказок ребенок способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова либо группы слов. Но небольшие тексты, многократно ему прочитанные, он почти полностью запоминает наизусть; самостоятельно же построить связный пересказ он чаще всего не может (лишь некоторые дети к концу года легко справляются с таким заданием).
На третьем году жизни произношение ребенка все еще далеко от нормы, хотя подвижность артикуляционного аппарата значительно повышается. Имея уже достаточно развитое фонематическое восприятие (дети почти е смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком), малыши пытаются "подогнать" свое произношение к общепринятому. Но это не всегда удается, и ребенок заменяет недостающие звуки другими, более легкими для произношения, например: [р] и [л] - [й] или [л'], шипящие и твердые свистящие - мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками [т'], [д']
В произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: не всегда могут воспроизводить слоговую структуру слова (укорачивают слова), переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки.
Дети этого возраста имеют укороченный слабый выдох (1,5 - 2 сек.), многие говорят недостаточно громко.
Итак, к трем годам остаются еще некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда требует ситуация.
Следует отметить, что к трем годам одни дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме [р] и шипящих, или даже все звуки. У других детей, наоборот, возможны задержка в формировании произносительной стороны речи (например, замена шипящих и твердых свистящих звуков звуками [т'], [д']; неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение звуков [с][з], нечеткая речь с неправильным произношением большого количества звуков и даже полное отсутствие речи).
На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число существительных, обозначающих предметы ближайшего окружения. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. Он овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка , начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространенные, бессоюзные сложносочиненные предложения. В общении со взрослыми малыш все реже и реже употребляет звукоподражательные слова, односложные предложения.
Четвертый год жизни
Для четвертого года жизни характерны новые достижения в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.
К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка).
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов.
В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда возможно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают.
К концу четвертого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей - звуки [р], [л]. Однако у большинства дошкольников еще отмечаются различные несовершенства звукопроизношения (например, отсутствие шипящих, звуков [р], [л]), что не является патологией речевого развития. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова.
Итак, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Появляются зачатки монологической речи. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.
Средний дошкольный возраст
(от четырех до пяти лет)
Пятый год жизни
На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.
У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя ошибки в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточно развитом самоконтроле.
В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [р'], [р], отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру; правильно употребляют ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Но все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах у ребенка развивали фонематическое восприятие.
Достаточно развитый речевой слух ребенка дает возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Меняя громкость и темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствам средствами выразительности более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.
Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активностъ детей. Они начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.
Рост активного словаря, употребление предложений более сложной звуковой структуры часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.
Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в слове.