Красноярск 2010                                                                                                                                                                                                                                                            Дизайн сайта - Дмитрий Алексахин                                                                                                                                                                                                                                              
Страничка логопеда

Как развивается речь ребенка
  
   Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить - правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью - это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигают определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда.
   Условно в процессе овладения ребенком речью можно отметить несколько этапов. На первоначальном, подготовительном, этапе происходит развитие отделов речевого аппарата, принимающего участие в речевом акте: центрального отдела - коры головного мозга и периферического - органов слуха и органов участвующих в звукопроизношении (языка, губ, мягкого нёба и др.). На следующем этапе развивается умение понимать речь, и, как следствие этого, появляются первые осмысленные слова. Далее с приобретением достаточного количества словарного запаса происходит переход к использованию фразовой речи (сначала она имеет ситуативный характер, недостаточно совершенна). И наконец на последнем этапе обогащается лексический запас ребенка, формируется умение пользоваться монологической речью (грамматически правильно оформлять ее, четко и внятно произносить звуки и слова).
 


Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Установлено, что дети, имеющие нарушения в умственном развитии, как правило, отстают и в речевом развитии. Дети физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, также нередко отстают в речевом развитии. Таким образом, формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.
Ранний возраст
(от рождения до двух лет)
Первый год жизни
   На первом году жизни у ребенка интенсивно развиваются головной мозг, слух, а также органы речи. Одновременно с развитием мозга у малыша формируется физический и фонематический слух.
   С развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он произносит разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2-3 месяца появляется гуление , а в 3-4 месяца - лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, а к концу года - слова.
   Активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи: младенец поворачивает голову, когда ему называют хорошо знакомые предметы, выполняет несложные движения (дает руку, играет в "ладушки"), хотя еще не может обозначить словом совершаемые им действия.
   В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.
   Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8-9 месяцев, а другие - в 1 год 2 месяца, а некоторые еще позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2-3 слов до 15-20. Чаще дети пользуются упрощенными словами - ам-ам или словами с открытыми слогами - мама, папа, Ляля.
   В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Эти звуки нечетки, порой они даже отсутствуют в родном языке ребенка, а некоторые из них вообще невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.
Начиная со второго полугодия, в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласный [а], согласные звуки [п], [б], [м], [к], [т] и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем.
   Итак, первый год жизни ребенка является подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение; развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета происходит интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов - и с помощью речи.

Второй год жизни
   В этот период резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш все чаще начинает самостоятельно употреблять слова. Однако до 1 года 6 месяцев слова, произносимые ребенком, не всегда еще отражают реальное название предмета. Малыш пользуется упрощенными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи. Ребенок уже может по просьбе взрослого найти среди группы предметов знакомую ему игрушку, а к 1 году 3 месяцам он в состоянии выполнять простые действия, несложные поручения.
   До 1 года 6 месяцев фразовая речь у детей отсутствует. При наличии соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение (например, ребенок прося у матери машину, произносит: "Би-би"). Такие слова-предложения в зависимости от ситуации могут выражать разное значение, и появляются у детей в 1 год 3 месяца - 1 год 8 месяцев.
 
  
Со второй половины второго года жизни ребенок чаще начинает пользоваться двухсложными предложениями (Мама, би-би"), а в 1 год 10 месяцев употребляет двух-, четырехсложные предложения, но слова в таких предложениях еще грамматически не связаны между собой.
   Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы малыш начинает употреблять лишь тогда, когда активный словарь достигает определенного количества слов (40 - 60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года, у разных детей колеблется от 100 до 300. чаще всего это существительные - названия игрушек, предметов ближайшего окружения, реже глаголы, наречия. Из прилагательных используется в основном слова, обозначающие размер предмета: большой, маленький. Объем словаря зависит от условий воспитания ребенка, от частоты общения его со взрослыми, а качество - от того, какие слова чаще употребляют окружающие, как часто указывают малышу на действия, которые можно производить с игрушками, предметами, на признаки окружающих предметов.
   К двум годам некоторые дети могут согласовывать существительные с глаголами, изменять существительные по падежам. Однако предлоги и союзы в их речи еще отсутствуют. Большинство фраз, произносимых ребенком, построены неправильно, не всегда доступны пониманию слушателя.
   На втором году жизни дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [о], [у], [и], но звуки [ы], [э] заменяют звуками [и], [йэ]; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных они заменяют мягкими.
   Наряду с неправильным произношением звуков отмечается упрощенное произношение слов, когда они укорачиваются или произносится только один слог, чаще всего ударный или первый.
   На этом возрастном этапе у ребенка еще недостаточно окрепший голосовой аппарат, очень слабый речевой выдох, вследствие чего недостаточно громкий голос.

   Итак, для двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи: неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов с пропуском некоторых звуков, неумение точно сохранять слоговую структуру слова. У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечается слабый, тихий голос, невнятное произнесение простых в звуковом отношении слов.
   К концу второго года речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны: бедность словарного запаса, частое употребление облегченных слов (бай-бай); использование лишь тех названий, игрушек, с которыми ребенок действует постоянно; отсутствие правильных грамматических связей между словами; нечеткое произношение отдельных слов; отсутствие многих звуков.
  Младший дошкольный возраст
(от двух до четырех лет)
Третий год жизни
   Потребности ребенка третьего года жизни в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: "Где зайка?", "Куда ты положил машину?". Интерес к окружающим предметов побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами: "Что это?", "Зачем?", "Куда?", "Когда?" и т. д.
   Возрастает понимание ребенком речи. Малыш понимает, когда говорят не только о том, что происходит в его присутствии в данный момент, но и о том, что должно произойти.
   Словарный запас к концу года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3 - 4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть в основном тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни он начинает чаще пользоваться глаголами (в его словаре их 25-27%). Но все же в словаре малыша преобладают существительные (60%). Меньше всего (10-12%) в его речи прилагательных.
   Малыш начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами. При помощи прилагательных ребенок не только обозначает размеры предметов, но и все чаще называет их цвет, свойства, качества (красный, зеленый, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др), форму (круглый шарик).
   Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.
   В этом возрасте в речи детей преобладают слова-названия, а собирательные существительные пока отсутствуют.
   В качественном отношении словарь детей с возрастом становится все более неравномерным. Это зависит не только от условий воспитания, но и от местности, где проживает ребенок (в городе или селе), и других факторов.
   На третьем году жизни малыш способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, обозначать действия (собака бегает), но развернутые фразы, как правило, еще не строит. Хотя он верно связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Ответы детей состоят в основном из простых предложений. В их речи появляются и сложные предложения. К концу года ребенок овладевает речью в такой степени, что свободно может рассказать о том, что нового узнал от взрослых, но его речь носит пока ситуативный характер.
   На третьем году жизни ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному.
   При пересказе сказок ребенок способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова либо группы слов. Но небольшие тексты, многократно ему прочитанные, он почти полностью запоминает наизусть; самостоятельно же построить связный пересказ он чаще всего не может (лишь некоторые дети к концу года легко справляются с таким заданием).
   На третьем году жизни произношение ребенка все еще далеко от нормы, хотя подвижность артикуляционного аппарата значительно повышается. Имея уже достаточно развитое фонематическое восприятие (дети почти е смешивают слова, близкие по звучанию, порой отличающиеся только одним звуком), малыши пытаются "подогнать" свое произношение к общепринятому. Но это не всегда удается, и ребенок заменяет недостающие звуки другими, более легкими для произношения, например: [р] и [л] - [й] или [л'], шипящие и твердые свистящие - мягкими свистящими звуками, а иногда и звуками [т'], [д']
   В произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: не всегда могут воспроизводить слоговую структуру слова (укорачивают слова), переставляют слоги, заменяют или опускают отдельные звуки.
   Дети этого возраста имеют укороченный слабый выдох (1,5 - 2 сек.), многие говорят недостаточно громко.
   Итак, к трем годам остаются еще некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей еще недостаточно чистая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и говорить тихо, когда требует ситуация.
    Следует отметить, что к трем годам одни дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме [р] и шипящих, или даже все звуки. У других детей, наоборот, возможны задержка в формировании произносительной стороны речи (например, замена шипящих и твердых свистящих звуков звуками [т'], [д']; неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение звуков [с][з], нечеткая речь с неправильным произношением большого количества звуков и даже полное отсутствие речи).
   На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком словаря. Увеличивается число существительных, обозначающих предметы ближайшего окружения. В своих высказываниях ребенок употребляет почти все части речи. Он овладевает элементарными грамматическими навыками родного языка , начинает согласовывать прилагательные с существительными, использует простые распространенные, бессоюзные сложносочиненные предложения. В общении со взрослыми малыш все реже и реже употребляет звукоподражательные слова, односложные предложения.
Четвертый год жизни   
   Для четвертого года жизни характерны новые достижения в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.
   К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка).
   Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает  грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов.
   В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда возможно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают.
   К концу четвертого года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей - звуки [р], [л]. Однако у большинства дошкольников еще отмечаются различные несовершенства звукопроизношения (например, отсутствие шипящих, звуков [р], [л]), что не является патологией речевого развития. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова.
   Итак, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Появляются зачатки монологической речи. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.
Средний дошкольный возраст
(от четырех до пяти лет)
Пятый год жизни 
   На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
   В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.
   У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Некоторые дети, фиксируя ошибки в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточно развитом самоконтроле.
   В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произношение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [р'], [р], отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру; правильно употребляют ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов.
   На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Но все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах у ребенка развивали фонематическое восприятие.
   Достаточно развитый речевой слух ребенка дает возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Меняя громкость и темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствам средствами выразительности более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.
   Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активностъ детей. Они начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.
   Рост активного словаря, употребление предложений более сложной звуковой структуры часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.
   Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в слове.


Старший дошкольный возраст
(от пяти до семи лет)
Шестой год жизни
   На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Произношение становится чище, высказывания - точнее, фразы - более развернутыми.
   Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов; глаголов. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов.
   Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще не может свободно пользоваться словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарем является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова.
  
Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году жизни ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.
   Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, давая правильный образец.
   В диалогической речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.
   У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма; описать события, свидетелем которых он был.
   В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.
   На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата ребенка достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р]. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить слова различной сложности.
   Ориентируясь на образец, ребенок способен воспроизводить стихи с использованием интонационных средств выразительности. Многие правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями; могут передавать свои чувства по отношению к различным явлениям: радость, печаль, негодование и др.
   Пятилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только слышит звуки, но способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производить подбор слов на определенные звуки, выполнять другие, более сложные задания.

   Итак, к концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает достаточно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. Его высказывания становятся содержательнее и точнее.
Седьмой год жизни
   В этом возрасте словарь ребенка в количественном и качественном отношении достигает такого уровня, что он может свободно общаться со взрослыми и сверстниками и может поддержать разговор почти на любую, доступную ему тему. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое.
   Большое влияние на формирование грамматически правильной речи ребенка оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки дошкольника.
   На седьмом году жизни речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказывать небольшое художественное произведение, просмотренный фильм. Он может сам придумать сказку, рассказ, развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах. Ребенок способен передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после изображенного.
   Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно выговаривает все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может разговаривать тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

   Итак, к моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь; строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы. Он свободно пользуется монологической речью; способен рассказать содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлению в школу успешно овладеть программным материалом.

Hosted by uCoz